Самые трогательные моменты - это первые шаги и первые слова малыша
Богатый русский язык словно создан для игр разума и воображения. Сколько поэтов и писателей нашли в родной речи бесценный клад! Из поколения в поколение передаются басни, стихи, притчи, сказки, поговорки, скороговорки...
Погружаясь в мир слов, кроха делает сотни открытий, не выходя из дома. Поэтому задача родителей — как можно раньше заинтересовать малыша чтением и словесными играми.
Для ребёнка речь — это:
Поэтому задержка речи сказывается на общем развитии малыша, затрудняет общение со сверстниками и родителями.
Чтобы разговорить ребёнка, предлагаем ежедневно делать несложные упражнения. По форме они напоминают игру, но последовательно добавляют в копилку малыша ценные знания.
Развитие речи у самых маленьких (от 0 до 3 лет).
Интерес к родному языку важно прививать ребёнку с самого рождения. Подрастая, малыш начнёт различать отдельные слова, а затем их смысл.
Восприятие речи у детей до 2-3 лет имеет свои особенности. Поэтому предлагаем упражнения, адаптированные на самый нежный возраст.
Упражнение № 1: Используйте повторения.
Малыши очень любят повторения, и это неспроста. Так легче усвоить и запомнить информацию. А ещё у карапуза возникает ощущение, что всё надёжно и защищено.
Почитайте стихотворения Корнея Чуковского — все они содержат повторения. Повествование ведётся неторопливо, плавно погружая ребёнка в сказочный мир.
Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Если убрать все повторения, и оставить только одно слово «Африка», ребёнок не успеет проникнуться волшебством этого материка. Ведь автор ведёт рассказ именно про Африку — удивительное место, где всё происходит не так, как дома.
Ну и Африка! Вот так Африка!
В другом замечательном произведении Корнея Ивановича, малыш наблюдает за появлением загадочного насекомого. С каждым словом-повтором, ребёнок ощущает, как фигура персонажа увеличивается в несколько раз.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан! Таракан,
Та-ра-КАН, ТАРАКАНИЩЕ!
Повторения — неизменный спутник детских потешек:
Сорока-белобока,
кашку варила,
кашку варила,
деток кормила.
Этому дала - он дрова рубил,
Этому дала — он воду носил,
Этому дала — он печку топил.
Повторяющиеся слова помогают ребёнку. Он не торопится узнать всё и сразу, а заостряет внимание на одном действии или герое.
«Этому дала» — Что же он сделал?
«Этому дала» — Интересно, а он как помог?
Повторения рождают любознательность и интерес: « Что же будет дальше?»
И вдруг противоречие — «А этому не дала!»
Как же так? Почему? Он расстроился?
Простая для взрослого сказка рождает у ребёнка десятки вопросов, одновременно учит и воспитывает. Кроме того, такая игра включает в себя массаж и работу с мелкой моторикой.
Упражнение № 2. Сочетайте речь с гимнастикой для пальчиков.
Мы рассказываем про сороку-белобоку, и круговыми движениями гладим малыша по ладошке — вот так варят кашку, вот так помешивают крупу в кастрюльке. При перечислении загибаем пальчики малыша:
«Этому дала» — первый пальчик загнули,
«Этому дала» — следующий пальчик загнули.
А ленивого птенца мы загибать не будем — ведь он ничего не сделал! Потрясём осторожно пальчик, словно погрозим ему: «Ай, как нехорошо!»
Пальчиковые упражнения с детьми до года могут быть самыми простыми:
«Рассыпаем» зернышки по ладошке малыша и «клюём» их. Помогаем карапузу запоминать слова.
Рассыпались зёрнышки
(бегаем пальчиками по ладошке ребёнка).
Прилетела ворона
(показываем своими ладонями, как она летит).
Поклевала ворона: «кар-кар!»
(двумя пальчиками «клюем» зернышки с ладошки малыша).
Улетела ворона. Пока-пока!
(одной ладошкой машем на прощание).
Обязательно проговариваем с малышом все движения ручками и слова:
- Как ворона клюет? «Кар-кар!»
- Как она улетает? Пока-пока!
Малышам очень интересно наблюдать за своими ручками. Они легко повторяют жесты взрослого, и радуются знакомым словам.
Продолжаем упражнение для остальных птичек:
Рассыпались зёрнышки — прилетел воробышек.
Поклевал воробышек: чик-чирик!
Ускакал воробышек прыг-прыг.
Рассыпались зёрнышки — прилетел соловей
Поел соловей,
И песню запел: Фьюить - фьюить!
Попробуйте с ребёнком посвистеть песенку соловья.
Упражнение №3. Активно изучайте звуки.
Чаще рассказывайте крохе, какие звуки издают живые существа и неживые предметы. Покажите, как гудит паровозик, как завывает метель, какой звук издаёт мотор машины.
Знакомьте карапуза с миром животных. Пусть малыш знает, что «мяу» говорит кошка, а «кукареку» — петушок.
Ребёнку старше восьми месяцев можно предложить весёлую игру с пластмассовым стаканчиком. Покажите, как его можно прислонить к губам и погудеть внутрь. Можно кричать в стаканчик разные звуки: ууу, аааа, ооо. Малышу понравятся как эксперименты со своим голосом, так и незнакомый глухой звук.
Упражнение №4. Почитайте ребёнку народную сказку «Три медведя».
Почему эта история так нравится маленьким детям? Потому что им интересно наблюдать за каждым героем! В сказке все время повторяются слова и фразы. И на трех стульях Маша сидит по очереди, и из трех тарелок тремя ложками ест, и поспать пытается в трех кроватях. А малыш все это время сравнивает. Какая кровать может подойти большому и лохматому медведю? Какая медведице — ведь она меньше и добрее его? И наконец, где спит мишутка?
Все медведи разные!
Ещё интереснее наблюдать за поведением медведей. Ведь они задают одни и те же вопросы:
- Кто ел из моей миски?
- Кто пил из моей чашки?
- Кто сидел на моём стуле?
Но ведь читаются эти фразы с разной интонацией!
Медведь этот вопрос «заревел страшным голосом».
А медведица сначала посмотрела в чашку, а потом зарычала «не так громко».
А медвежонок и вовсе «запищал тонким голосом» - словно с просьбой о помощи.
Полезно после такой сказки все фразы грозно прореветь с ребёнком, потом прорычать негромко, а затем пропищать.
Расширять словарный запас ребёнка интересно с помощью сказочных образов. Поэтому лучший способ разговорить чадо - читать книги, и сразу же проигрывать сценки за главных героев.
Упражнения для детей от 3 до 7 лет. Развиваем абстрактное мышление.
Младшие и старшие дошкольники неплохо владеют своим словарным запасом. Они активно расширяют кругозор с помощью многочисленных «почему». Но многие слова ещё не находят отклика в детском сознании. Сложно воспринимаются абстрактные понятия, то есть те, что не несут в себе конкретных образов.
Приведём пример.
По улице идет мама с тяжёлыми сумками. В этот момент ребёнок просит подержать его игрушку. Подобные забавные ситуации часто встречаются с маленькими детьми. Дело в том, что ребёнку сложно увидеть картину в целом. Как ему понять, что такое «устала» или «тяжело» - ведь это слово нельзя ни потрогать, ни рассмотреть, а можно только поверить маме на слово? Допустим, малыш подержит за краешек сумочку, и поймёт что такое «тяжело».
Но вот вечером мама скажет дочке: мне тяжело причёсывать тебя, когда ты вертишься. Малыш среагирует только на интонацию: он поймёт, что ему сделали замечание. Но при этом, в его суть кроха не вникнет, фраза «мне тяжело» для него слишком абстрактна. Вот если мама скажет: у меня расчёска выскакивает из рук, когда ты так вертишься — так будет и смешнее, и понятнее.
Когда абстрактное мышление развито слабо, ребёнок не умеет рассмотреть ситуацию со стороны, испытывает трудности как в точных науках (со всеми километрами, килограммами, дробями и прочими непонятностями), так и в творческой деятельности. А для владения родной речью такой тип мышления просто необходим!
В раннем детстве задачки на абстракцию решаются легко и непринуждённо. Поэтому предлагаем регулярно развивать речь дошкольника с помощью специальных игр.
Игра «Похожее — непохожее».
Подходит детям от 2 до 7 лет.
Предложите малышу поиграть в повара. Произнесите волшебную фразу:
«Чтобы печь пирожки, нужно поставить их в печь!
Весело и громко повторите:
Ставь в печь — будем печь!
«Куда же ты убежал, тесто тоже убежало!»
Успокойте малыша, что это такое выражение «тесто убежало». Конечно, оно осталось в кастрюльке, просто часть его слишком высоко поднялась, и вытекла наружу.
- «Смотри! Вот оно: стекло по стеклу!»
Ради забавы повторите опять:
Если тесто стекло — вытри тряпкой стекло!
Цель такого игрового упражнения — отвлечься от однобокого восприятия слова.
Абстрактное мышление помогает найти именно то свойство предмета, которое подходит к конкретной ситуации. Игры со словами — лучший способ научиться этому мастерству.
Игра: «Скажи наоборот».
Для детей 3-5 лет.
Предложите ребёнку подобрать противоположное слово:
Для детей 5-7 лет
(которые умеют читать).
Расскажите ребёнку, что слова можно читать не только слева направо, но и справа налево.
Среди этого списка есть слова-перевёртыши, или палиндромы. Они одинаково читаются с любой стороны. Предложите ребёнку найти в списке все палиндромы.
Читать справа налево не менее увлекательно!
Игра «Убери лишнее».
Для детей от 4 лет.
Ребёнку нужно убрать из списка лишнее слово, и объяснить, почему он выбрал именно его.
Лишняя капуста, она - овощ.
1 вариант: лишний кот. Он – живое существо, в отличие от остальных.
2 вариант: лишний – стакан. Он один начинается на букву «С».
Лишняя – курица. Она женского рода.
Лишняя – бабочка. Её зимой не встретишь.
Лишний – медведь. Все остальные – оранжевого цвета.
Если ребёнок успешно справился с заданиями, предложите найти в одной и той же комбинации лишний предмет, но по разным признакам.
1 вариант: Лишний апельсин – он фрукт.
2 вариант: Лишний апельсин – он мужского рода.
3 вариант: Лишняя капуста – она белого цвета.
4 вариант: Лишняя морковь: она вытянутой, а не круглой формы.
Так можно продолжать долго: что-то растёт на грядке, а что-то на дереве, из чего-то можно суп сварить, а из чего то – сок сделать и т.д.
Игра: «Подбери образы»
Для детей от 3 до 7 лет.
Абстрактное слово «еда» в голове представляется как-то размыто. А вот конкретные съедобные вещи - чётко: ананас, колбаса, печенье, мармелад.
Сделайте с ребёнком такое упражнение:
Ложка, вилка, нож - это...
(столовые приборы)
Овощи это:
(морковь, лук, картофель, капуста, брюква)
Кровать, шкаф, стол и стул — это...
(мебель)
Зимняя одежда это:
(шарф, шапка, шуба, варежки, тулуп)
Кузнечик, стрекоза, муха, сверчок — это…
(насекомые)
Праздник — это…
(веселье, воздушные шарики, смех, сладкий торт)
Арена, дрессированные животные, акробаты и клоуны - это...
(цирк).
В заключение
Хорошего оратора всегда слушают, затаив дыхание. Но хорошими ораторами не рождаются, а становятся. Ребёнку нужны заботливые родители, которые с пелёнок будут слушать его, затаив дыхание.
Если мама и папа ежедневно присаживаются с чадом на диван, чтобы внимательно выслушать его — они делают огромный шаг для развития не только речи, но и самооценки малыша!
Всегда слушайте ребёнка, а если вы не разбираете слов, учите его говорить чётко, громко, и доступно.
Успехов в освоении родного языка!
Комментариев пока нет