196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Главная
/
Развитие речи
/
Как разговорить ребёнка с помощью простых упражнений?

Как разговорить ребёнка с помощью простых упражнений?

 

Маленькая девочка говорит

Самые трогательные моменты - это первые шаги и первые слова малыша

 Богатый русский язык словно создан для игр разума и воображения. Сколько поэтов и писателей нашли в родной речи бесценный клад! Из поколения в поколение передаются басни, стихи, притчи, сказки, поговорки, скороговорки...

Погружаясь в мир слов, кроха делает сотни открытий, не выходя из дома. Поэтому задача родителей — как можно раньше заинтересовать малыша чтением и словесными играми.

Кот Матроскин говорит о речи малышей до 3 лет

Для ребёнка речь — это:

  • способ общения,
  • возможность проявить себя,
  • выражение чувств,
  • выражение мнения,
  •  просьба о помощи,
  • увлекательная игра,
  • и многое другое.

Поэтому задержка речи сказывается на общем развитии малыша, затрудняет общение со сверстниками и родителями.

Чтобы разговорить ребёнка, предлагаем ежедневно делать несложные упражнения. По форме они напоминают игру, но последовательно добавляют в копилку малыша ценные знания.

Развитие речи у самых маленьких (от 0 до 3 лет).

Интерес к родному языку важно прививать ребёнку с самого рождения. Подрастая, малыш начнёт различать отдельные слова, а затем их смысл.

Восприятие речи у детей до 2-3 лет имеет свои особенности. Поэтому предлагаем упражнения, адаптированные на самый нежный возраст.

Упражнение № 1: Используйте повторения.

Малыши очень любят повторения, и это неспроста. Так легче усвоить и запомнить  информацию. А ещё у карапуза возникает ощущение, что всё надёжно и защищено.

Почитайте стихотворения Корнея Чуковского — все они содержат повторения. Повествование ведётся неторопливо, плавно погружая ребёнка в сказочный мир.

Маленькие дети,

 Ни за что на свете,

Не ходите в Африку,

В Африку гулять.

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

Если убрать все повторения, и оставить только одно слово «Африка», ребёнок не успеет проникнуться волшебством этого материка. Ведь автор ведёт рассказ именно про Африку — удивительное место, где всё происходит не так, как дома.

Картинка из книги «Бармалей» К.И.Чуковского

Ну и Африка! Вот так Африка!

В другом замечательном произведении Корнея Ивановича, малыш наблюдает за появлением загадочного насекомого. С каждым словом-повтором, ребёнок ощущает, как фигура персонажа увеличивается в несколько раз.

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан! Таракан,

 Та-ра-КАН, ТАРАКАНИЩЕ!

Повторения — неизменный спутник детских потешек:

Сорока-белобока,

кашку варила,

кашку варила,

деток кормила.

Этому дала - он дрова рубил,

Этому дала — он воду носил,

Этому дала — он печку топил.

Повторяющиеся слова помогают ребёнку. Он не торопится узнать всё и сразу, а заостряет внимание на одном действии или герое.

«Этому дала» — Что же он сделал?

«Этому дала» — Интересно, а он как помог?

Повторения рождают любознательность и интерес: « Что же будет дальше?»

И вдруг противоречие — «А этому не дала!»

Как же так? Почему? Он расстроился?

Простая для взрослого сказка рождает у ребёнка десятки вопросов, одновременно учит и воспитывает. Кроме того, такая игра включает в себя массаж и работу с мелкой моторикой

Упражнение № 2. Сочетайте речь с гимнастикой для пальчиков.

Мы рассказываем про сороку-белобоку, и круговыми движениями гладим малыша по ладошке — вот так варят кашку, вот так помешивают крупу в кастрюльке. При перечислении загибаем пальчики малыша:

«Этому дала» — первый пальчик загнули,

 «Этому дала» — следующий пальчик загнули.

 А ленивого птенца мы загибать не будем — ведь он ничего не сделал! Потрясём осторожно пальчик, словно погрозим ему: «Ай, как нехорошо!»

 Пальчиковые упражнения с детьми до года могут быть самыми простыми:

«Рассыпаем» зернышки по ладошке малыша и «клюём» их. Помогаем карапузу запоминать слова.

Рассыпались зёрнышки

(бегаем пальчиками по ладошке ребёнка).

 Прилетела ворона

(показываем своими ладонями, как она летит).

Поклевала ворона: «кар-кар!»

(двумя пальчиками «клюем» зернышки с ладошки малыша).

Улетела ворона. Пока-пока!

(одной ладошкой машем на прощание).

Обязательно проговариваем с малышом все движения ручками и слова:

- Как ворона клюет? «Кар-кар!»

- Как она улетает? Пока-пока!

Малышам очень интересно наблюдать за своими ручками. Они легко повторяют жесты взрослого, и радуются знакомым словам.

Продолжаем упражнение для остальных птичек:

Рассыпались зёрнышки — прилетел воробышек.

Поклевал воробышек: чик-чирик!

Ускакал воробышек прыг-прыг.

Рассыпались зёрнышки — прилетел соловей

Поел соловей,

И песню запел: Фьюить - фьюить!

Попробуйте с ребёнком посвистеть песенку соловья.

Упражнение №3. Активно изучайте звуки.

Чаще рассказывайте крохе, какие звуки издают живые существа и неживые предметы. Покажите,  как гудит паровозик, как завывает метель, какой звук издаёт мотор машины.   

Знакомьте карапуза с миром животных. Пусть малыш знает, что «мяу» говорит кошка, а «кукареку» — петушок.

Ребёнку старше восьми месяцев можно предложить весёлую игру с пластмассовым стаканчиком. Покажите, как его можно прислонить к губам и погудеть внутрь. Можно  кричать в стаканчик разные звуки: ууу, аааа, ооо. Малышу понравятся как эксперименты со своим голосом, так и незнакомый глухой звук.

Упражнение №4.  Почитайте ребёнку народную сказку «Три медведя».

Почему эта история так нравится маленьким детям? Потому что им интересно наблюдать за каждым героем! В сказке все время повторяются слова и фразы. И на трех стульях Маша сидит по очереди, и из трех тарелок тремя ложками ест, и поспать пытается в трех кроватях. А малыш все это время сравнивает. Какая кровать может подойти большому и лохматому медведю? Какая медведице — ведь она меньше и добрее его? И наконец, где спит мишутка?

Ребёнок сидит в окружении медведей

Все медведи разные!

Ещё интереснее наблюдать за поведением медведей. Ведь они задают одни и те же вопросы:

- Кто ел из моей миски?

- Кто пил из моей чашки?

- Кто сидел на моём стуле?

Но ведь читаются эти фразы с разной интонацией!

Медведь этот вопрос «заревел страшным голосом».

А медведица сначала посмотрела в чашку, а потом зарычала «не так громко».

А медвежонок и вовсе «запищал тонким голосом» - словно с просьбой о помощи.

Полезно после такой сказки все фразы грозно прореветь с ребёнком, потом прорычать негромко, а затем пропищать.

Расширять словарный запас ребёнка интересно с помощью сказочных образов. Поэтому лучший способ разговорить чадо - читать книги, и сразу же проигрывать сценки за главных героев.

Упражнения для детей от 3 до 7 лет. Развиваем абстрактное мышление.

Младшие и старшие дошкольники неплохо владеют своим словарным запасом. Они активно расширяют кругозор с помощью многочисленных «почему». Но многие слова ещё не находят отклика в детском сознании. Сложно воспринимаются абстрактные понятия, то есть те, что не несут в себе конкретных образов.

Приведём пример.

По улице идет мама с тяжёлыми сумками. В этот момент ребёнок просит подержать его игрушку. Подобные забавные ситуации часто встречаются с маленькими детьми. Дело в том, что ребёнку сложно увидеть картину в целом. Как ему понять, что такое «устала» или «тяжело» - ведь это слово нельзя ни потрогать, ни рассмотреть, а можно только поверить маме на слово? Допустим, малыш подержит за краешек сумочку, и поймёт что такое «тяжело».

Но вот вечером мама скажет дочке: мне тяжело причёсывать тебя, когда ты вертишься. Малыш среагирует только на интонацию: он поймёт, что ему сделали замечание. Но при этом, в его суть кроха не вникнет, фраза «мне тяжело» для него слишком абстрактна. Вот если мама скажет: у меня расчёска выскакивает из рук, когда ты так вертишься — так будет и смешнее, и понятнее.

Когда абстрактное мышление развито слабо, ребёнок не умеет рассмотреть ситуацию со стороны, испытывает трудности как в точных науках (со всеми километрами, килограммами, дробями и прочими непонятностями), так и в творческой деятельности. А для владения родной речью такой тип мышления просто необходим!

В раннем детстве задачки на абстракцию решаются легко и непринуждённо. Поэтому предлагаем регулярно развивать речь дошкольника с помощью специальных игр.

Игра «Похожее — непохожее».

Подходит детям от 2 до 7 лет.

Предложите малышу поиграть в повара. Произнесите волшебную фразу:

«Чтобы печь пирожки, нужно поставить их в печь!

Весело и громко повторите:

Ставь в печь — будем печь!

  • Предложите малышу немного подождать, а как только он отвлечётся, скажите:

«Куда же ты убежал, тесто тоже убежало

Успокойте малыша, что это такое выражение «тесто убежало». Конечно, оно осталось в кастрюльке, просто часть его слишком высоко поднялась, и вытекла наружу.

  • Покажите ребёнку сбежавшее тесто:

 - «Смотри! Вот оно: стекло по стеклу

Ради забавы повторите опять:

Если тесто стекло — вытри тряпкой стекло!

Цель такого игрового упражнения — отвлечься от однобокого восприятия слова.   

Абстрактное мышление помогает найти именно то свойство предмета, которое подходит к конкретной ситуации. Игры со словами — лучший способ научиться этому мастерству.

Игра: «Скажи наоборот».

Для детей 3-5 лет.

  Предложите ребёнку подобрать противоположное слово:

  • тихий -
  • большой-
  • весёлый -
  • злой -
  • смелый -
  • широкий -
  • медленный -
  • чёрный -
  • дневной -
  • горячий -

Для детей 5-7 лет

(которые умеют читать).

Расскажите ребёнку, что слова можно читать не только слева направо, но и справа налево.

  • Сон
  • Шалаш
  • Топор
  • Мадам
  • Марш
  • Кот
  • Топот
  • Казак

Среди этого списка есть слова-перевёртыши, или палиндромы. Они одинаково читаются с любой стороны. Предложите ребёнку найти в списке все палиндромы.

Надпись-палиндром на листе бумаги

Читать справа налево не менее увлекательно!

Игра «Убери лишнее».

Для детей от 4 лет.

Ребёнку нужно убрать из списка лишнее слово, и объяснить, почему он выбрал именно его.

  • Банан, груша, апельсин, капуста

Лишняя капуста, она - овощ.

  • Стакан, кровать, кресло, кот, кран.

1 вариант: лишний кот. Он – живое существо, в отличие от остальных.

2 вариант: лишний – стакан. Он один начинается на букву «С».

  • Гусь, петух, селезень, курица.

 Лишняя – курица. Она женского рода.

  • Снеговик, санки, мороз, бабочка.

 Лишняя – бабочка. Её зимой не встретишь.

  • Апельсин, морковка, лиса, медведь.

 Лишний – медведь. Все остальные – оранжевого цвета.

Если ребёнок успешно справился с заданиями, предложите найти в одной и той же комбинации лишний предмет, но по разным признакам.

  • Капуста, Морковь, Апельсин.

1 вариант: Лишний апельсин – он фрукт.

2 вариант: Лишний апельсин – он мужского рода.

3 вариант: Лишняя капуста – она белого цвета.

4 вариант: Лишняя морковь: она вытянутой, а не круглой формы.

Так можно продолжать долго: что-то растёт на грядке, а что-то на дереве, из чего-то можно суп сварить, а из чего то – сок сделать и т.д.

Игра: «Подбери образы»

Для детей от 3 до 7 лет.

Абстрактное слово «еда» в голове представляется как-то размыто. А вот конкретные съедобные вещи - чётко: ананас, колбаса, печенье, мармелад.

Сделайте с ребёнком такое упражнение:

 Ложка, вилка, нож  - это...

 (столовые приборы)

  Овощи это:

  (морковь, лук, картофель, капуста, брюква)

  Кровать, шкаф, стол и стул — это...

  (мебель)

 Зимняя одежда это:

 (шарф, шапка, шуба, варежки, тулуп)

 Кузнечик, стрекоза, муха, сверчок — это…

 (насекомые)

 Праздник — это…

 (веселье, воздушные шарики, смех, сладкий торт)

 Арена, дрессированные животные, акробаты и клоуны  - это...

 (цирк).

В заключение

 Хорошего оратора всегда слушают, затаив дыхание. Но хорошими ораторами не рождаются, а становятся. Ребёнку нужны заботливые родители, которые с пелёнок будут слушать его, затаив дыхание.

Если мама и папа ежедневно присаживаются с чадом на диван, чтобы внимательно выслушать его — они делают огромный шаг для развития не только речи, но и самооценки малыша!

Всегда слушайте ребёнка, а если вы не разбираете слов, учите его говорить чётко, громко, и доступно.

Успехов в освоении родного языка!

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Контакты
196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Подписаться на новости
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Сообщение:*
Спасибо! Форма отправлена