Виртуальный мир открывает большие возможности
Ежедневно в сеть выходят люди разного возраста, профессий, настроения. В статистику пользователей попадают не только взрослые, но и дошкольники, учащиеся младших классов, подростки и студенты.
Для ребёнка очутиться в мире интернета – сродни переезду в другой город, без родителей и наставников. Информационное пространство сети необъятно. Ежедневно появляются новые сайты, форумы, видеохостинги, в соцсетях регистрируются посетители.
В интернете много вредной информации, которая интересует общество: скандалы, интриги, жестокость, политика, секс. Всё это дети видят вместе с бесконечной рекламой, где цензура минимальна. Помимо того, у активных пользователей сети нарушается реальная картина мира. В запущенных случаях портится зрение, снижается физическая активность, сбивается ритм сна и отдыха.
Что же делать? Запретить ребёнку пользоваться интернетом? Такая жизнь в тепличных условиях маловероятна, если вы не хотите сделать чадо отшельником в коллективе. К тому же ребёнок найдёт место, где он будет свободен от родительских запретов.
Как же защитить детей от нежелательной информации, мошенников и извращенцев? Как не допустить зависимости от социальных сетей, чудаковатых блогеров и сайтов «для взрослых»?
Ребёнку необходимо свободно общаться с друзьями и использовать современные технологии. Поэтому родителям предстоит принять активное участие в виртуальной жизни чада, не оставляя его наедине хотя бы первое время.
Знакомство с интернетом
Если ребёнок ещё маленький, и ни разу не просил вас подключить интернет - не приучайте к нему специально. Он успеет наиграться в компьютерные или планшетные игры, завести профиль в соцсетях, и задать в поисковой строке сто тысяч «почему». Ответы на школьные вопросы ищите в книгах. При необходимости заходите в интернет вместе, и отключайтесь, как только найдёте нужную информацию.
Когда чаду уже 9-10 лет или больше, его сложно удержать от интернета. В этот период помогите юному пользователю сориентироваться в информационном пространстве.
Скажите, что вы полностью доверяете своему ребёнку, но абсолютно не доверяете людям, которые пишут в интернете. Расскажите, что все пользователи всемирной паутины делятся на 2 большие группы:
Потребители сталкиваются с массой опасностей – о них поговорим отдельно.
Цели информаторов и опасность для ребёнка |
Как защититься |
1) Хотят поделиться своими мыслями. Мы не знаем, что перед нами за люди. Многие просто пытаются самоутвердиться. Такие информаторы пишут или снимают на видео абсурдные и жестокие вещи, чтобы привлечь к себе внимание. А дети копируют экстраординарное поведение. |
В этой ситуации ребёнку поможет критическое мышление. О том, как его развить, обязательно расскажем в нашей статье. |
2) Дать советы. Их пишут случайные люди, часто не знающие правильного ответа.
|
Обязательно приведите ребёнку пример из жизни. Например, тётя Катя активно пользуется интернетом, и недавно поверила советам на форуме. Она не пошла к врачу, а стала лечиться по советам неизвестного ей человека с сайта. Но принимать эти лекарства было категорически нельзя. Виртуальный советчик пошутил, ошибся или рекламировал неизвестное средство – вариантов много. А проблемы были у тёти Кати. |
3) Заработать деньги за написанный текст. Есть люди, которые пишут статьи, комментарии и отзывы за деньги. Этот труд не всегда хорошо оплачивается. Поэтому некоторые копирайтеры быстро печатают буквы, не вникая в содержание. Они не проверяют информацию, и дают ложную. |
Составьте список сайтов, информационных порталов, которым вы доверяете. Добавьте их в закладки. Научите чадо перепроверять информацию с помощью других источников и собственной логики. |
4) Заработать деньги на рекламе. Некоторые сайты дают полезную информацию, но их главная цель - продать некачественные товары, заразить компьютер вирусом, подписать на ненужные рассылки или канал. |
С такого источника лучше сразу уйти. Если информация очень нужна, попытаться закрыть рекламу, или не обращать на неё внимания. |
5) Заработать деньги мошенничеством. В сети легко попасться на уловки злоумышленников. Определить виновного в интернете очень сложно. А вот доверие к виртуальному человеку намного больше, чем в обычной жизни. Мошенники взламывают пароли ваших друзей и просят о помощи, обычно материальной. Есть сайты, которые предлагают скачать нужную программу или фильм «бесплатно», но потом вы платите ден |
Настороженно относиться к сайтам с активными кнопками – «посмотреть», «перейти», «скачать» и т.д. Часто мелкими бледными буквами на светлом фоне пишут, что за это будет взиматься плата. Нельзя оставлять свои данные, телефоны, электронную почту. |
6) Поругаться и отстоять своё мнение. Информатор поставил себе цель – одержать победу в словесном поединке, и говорит любой бред для достижения цели. |
Обычно такие люди критикуют, ведут себя эпатажно. Это не только злобные «тролли», но часто «вежливые» с виду люди, которые мягко подливают яду своими высказываниями. Важно вовремя оценить их поведение, и спокойно игнорировать. |
7) Покрасоваться перед всеми. Сеть даёт возможность показать только лучшие стороны своей жизни: счастливые моменты, красивые кадры. Если смотреть только на результат, невозможно понять, как добиться успеха. Пропадает мотивация и активность, вместе с завистью развивается пассивная жизненная позиция. |
Научите ребёнка анализировать свои чувства. Он должен понимать, чего хочет в жизни, и как этого можно достичь. Поддерживайте его в стремлениях, направляйте в нужное русло. Если девочка выкладывает сотое селфи, предложите ей организовать фотосессию, придумать линию красивой одежды; дайте советы, как ухаживать за собой. Мальчика чаще хвалите за достижения в спорте или увлечениях, давайте возможность проявить свои лучшие стороны в реальной жизни. |
8) Пытаются манипулировать ребёнком. Детям сложно защититься от атаки в интернете: их могут разыграть друзья, «насолить» недоброжелатели. Писать могут извращенцы или представители опасных группировок. Ребенку могут угрожать или запугивать его. |
Это сложная проблема, потому что дети внушаемы и впечатлительны. Выход из ситуации один – постоянно укреплять доверие ребёнка к родителям. Он должен знать, куда может прийти в трудную минуту. Попросите всегда сообщать вам, если что-то беспокоит, обещайте помочь. |
Развиваем критическое мышление
При таком типе мышления человек ставит под сомнение всю поступающую информацию. Опираясь на логику, опыт, сравнения, он формирует собственное отношение к услышанному и увиденному.
Любую информацию нужно анализировать
Критическое мышление – не одно и то же, что ум. Иногда люди с высшим образованием идут на поводу стереотипов, или отдают свою волю большинству. А других называют здравомыслящими за рассудительность, спрашивают совета. Образование и должность человека при этом не имеет значения.
Если развить у ребёнка критическое мышление, вы избавите его от многих проблем, в том числе от вредного влияния интернета. Чаду будет непросто навязать ненужную информацию, вредные привычки или неправильные жизненные ориентиры. Разберём на примерах как добиться результата в этом направлении.
До 4 лет малыш может судить только о тех предметах, которые видит или держит в руках. В этот период формируется наглядно-образное мышление. После 4 лет чадо не только представляет предметы в голове, но и анализирует информацию о свойствах предмета. Он знает, как применить то или иное свойство в конкретной ситуации. Появление критического мышления – это период «почемучек», когда дети буквально засыпают взрослых своими вопросами.
Вспомните любознательную собачку Соню в рассказах Андрея Усачёва.
«Собачку Соню интересовали самые различные вопросы. Почему, например, сахар — сладкий, а соль — солёная? Или зачем люди ходят на работу? Или где растут сосиски?
Хозяин считал Сонины вопросы глупыми, хотя ни на один из них не мог ответить.
— Глупый вопрос, — говорил он. — Сахар сладкий, потому что это сахар. Понятно?
— А если бы он был солью? — спрашивала Соня.
Иван Иваныч сердился и ничего не отвечал.
Но чем больше он не отвечал, тем больше у Сони появлялось вопросов».
Для того чтобы критическое мышление активизировалось, ребёнку очень важно получать ответы на свои вопросы, понимать «почему» и «как» устроено.
Старайтесь не перекрывать любопытство юного исследователя. Отбивают охоту высказывания: «Я занята!», «Подрастёшь, узнаешь!», «Делай, что тебе говорят!», «Не перечь старшим» и прочее. Если запрещать чаду узнавать информацию, он в конце-концов, перестанет спрашивать, станет послушным и безразличным. Такому ребёнку проще принять чужое мнение, чем разобраться в собственном отношении.
Если родители наоборот, спрашивают мнение своего чада, интересуются его внутренним миром, критическое мышление оживает, и помогает в жизни.
Даже взрослых постоянное времяпрепровождение в сети отучает размышлять, сомневаться, проявлять бдительность. Когда информация как на ладони, легче поверить ей, чем искать правильный ответ. Критическое мышление требует постоянной тренировки и зарядки. А если нагрузок нет – эта функция головного мозга ослабевает.
Поэтому учите чадо сомневаться, спорить, обосновывать:
Интернет – зависимость
Не у всех детей появляется зависимость от интернета. Если чадо общается с друзьями онлайн, или расслабляется в сети во время игр – бить тревогу рано. В подростковом возрасте мальчикам и вправду нравятся гонки и стрельба, а девочкам – яркие фотографии в социальных сетях. Виртуальная жизнь привлекает детей тем, что там нет никакого контроля со стороны родителей: можно отпускать шуточки, смотреть запретные ролики, задавать вопросы, на которые взрослые не дают ответа.
Насторожитесь, если ребенок стал раздражительным, неуправляемым, не знает чем занять себя без телефона, планшета или компьютера. Первый звоночек – вы подсознательно вините во всех бедах интернет, грозитесь отключить его за любой проступок. В этот момент вы словно признаете своё бессилие - ребёнку нужны строгие меры, вплоть до полного отключения интернета. Самостоятельно время нахождения в сети он контролировать не может.
При интернет-зависимости человек не может терпеть ограничений в реальной жизни, злится из-за любых неприятных ситуаций. В этот момент нужно вернуть ребёнку чувство реальности: поставить мотивирующую цель, дать ответственное задание, возложить на него обязанности.
Кроме этого заполняйте недостаток общения, поддержки и реализации:
Тогда у чада появятся другие способы для нахождения информации и реализации себя.
В виртуальном мире хорошо, а в реальном – лучше!
Родители всегда могут проконсультироваться по телефону о безопасном использовании интернета. Например, есть бесплатная линия помощи «Дети онлайн».
Разработаны удобные программы родительского контроля, которые защитят ребёнка от вредных сайтов.
И всё же мама и папа - главные помощники для своих детей. Их поддержка и объяснения лучше остальных наладят безопасное взаимодействие ребёнка с интернетом.
Заключение
Детям не нужно создавать тепличные условия, чтобы оградить от опасности. К примеру, во время прогулки ребёнка может увести незнакомый человек или случиться другая неприятность. Эти риски не приводят к тому, что родители не отпускают детей на улицу и водят за руку до совершеннолетия.
Точно также нельзя запрещать пользоваться интернетом или контролировать каждое движение мышкой по экрану. Конечно, нелепо оставлять в сети дошкольников - даже после объяснений родителей, они уязвимы для вредной информации. А вот детям постарше нужно объяснить, в чем опасность, и как от неё защититься. Донесите мысль, что вы считаете ребёнка взрослым и организованным. А забота родителей проявится в другом. Чем больше у ребёнка общения и взаимопонимания с семьёй, тем меньше соблазнов уйти в виртуальный мир, и заполнить им свои проблемы.
Комментариев пока нет