196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Главная
/
Развитие речи
/
Работа над звуками и произношением

Работа над звуками и произношением

 Когда ребёнку исполняется три года, он попадает в социум. В этот период родителям важно обратить внимание на речь чада, чтобы научить его свободно общаться с окружающими.

Вспомните, как выражают свои мысли малыши. Они внимательно слушают слова взрослых, запоминают названия предметов. Постепенно, на свой лад и неумело, кроха произносит первые слоги, затем слова и предложения. Речь ребёнка часто непонятна посторонним, но малыш не чувствует дискомфорта. Ведь все его просьбы понимает мама. Она всё время находится рядом, и своего карапуза поймёт без слов.

Но в три года ребенок приходит в детский сад, знакомится со сверстниками. Он начинает посещать разные мероприятия. В этот период, речь для чада становится важным инструментом, чтобы сообщить о своих потребностях. Слова помогают выразить себя: что-то попросить, где-то запротестовать, кому-то просто сказать: «давай дружить!»

Другие дети и взрослые переспрашивают чадо, его просьбы бывают им непонятны. Возникают трудности во взаимодействии.

Девочка протягивает цветок

Застенчивость и невнятная речь – серьёзная преграда при общении

Окружающие люди не читают мысли крохи, как мама. А логопеды в детском саду обычно работают с детьми, которые достигли пятилетнего возраста. Как же помочь ребёнку в период с трёх до пяти лет?

От простого к сложному за 4 недели

Положительный результат появится только от ежедневных занятий родителей и ребёнка. Уделяя конкретному звуку всего полчаса в день, примерно через неделю вы заметите общие улучшения в дикции.

Прогресс объясняется просто:

  • Перед началом занятий чадо делает гимнастику для губ и языка;
  • Ребёнок понимает, что важно не количество слов, а качество их произнесения.
  • Занятия проходят в непринуждённой и весёлой атмосфере.

Сначала выполняются простые упражнения, но постепенно задача усложняется.  Например, легче произносить мягкие звуки, затем можно тренировать твердые. Начинать нужно со слогов, затем переходить на слова с ударением в проблемном месте. На заключительном этапе изучают предложения с набором проблемных букв.

Вы и сами не заметите, как через месяц ребёнок начнёт повторять отрывки текста и скороговорки.

Поговорим подробно о том, как заниматься дома вместе с малышом, чтобы увлечь его и настроить на верный лад.

Знакомство с буквами

 Примерно с трёх лет детей знакомят с первыми буквами: кто-то читает малышу стихи, кто-то показывает весёлые картинки. Но лучше всего изучать азбуку, проговаривая звуки.

«Бэ», «Вэ», «Рэ» - при первом знакомстве, эти названия букв звучат для ребёнка почти одинаково. А вот звуки сильно отличаются – не «Вэ», а «В». А мягкая форма - «Вь». По разному звучат звонкий «Д», и едва слышимый глухой «Т».

Но недаром алфавит азбуки открывается гласной буквой. Гласные легче услышать, почувствовать, пропеть. На этих буквах хорошо развивается артикуляция. Например, любой логопед начнет работу с гимнастики:

  • Вытянуть губы трубочкой, словно произносим длинный звук «У». 
  • Широко улыбнуться, растягивая гласную «И».
  • Округлить рот буквой «О».

Мальчик разговаривает перед зеркаломПроизнесение гласных букв  – это естественная гимнастика для ребёнка

Попросите чадо встать перед зеркалом и наблюдать, как округляется рот или растягиваются губы при произнесении звука.

Чтобы интерес к буквам не угасал, придумывайте для каждой из них свою историю. Например, буква «А!» – про то, как кто-то испугался. Изобразите нужную интонацию, чтобы почувствовать потенциал  буквы.

Буква  «Е» – мее-длеен-ная. Даже поговорки для неё есть: «тише едешь, дальше будешь», «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Согласные звуки даются детям сложнее. «Л», «Р», «Ш» вызывают проблемы при произнесении.

Согласные бывают мягкие и твёрдые. Обязательно произносите с чадом оба варианта. Обычно именно в мягких звуках, например, «ль», «рь», «ть» ребёнок верно произносит слог. Далее можно тренировать твёрдые согласные.

Логопедическая гимнастика

 Перед тем, как спортсмен бежит кросс, он обязательно разминается. Делать гимнастику для рта перед речевыми упражнениями не менее важно.

Во время зарядки ребёнку не будет скучно, ведь он будет превращаться в разных животных: лягушку, слона, бегемота, собачку и даже змею!

Найдите подходящую одежду или атрибуты, с которыми перевоплощение станет ещё интересней.

Каждый день начинайте разминку по предложенному списку упражнений.

Картинки с животными

Подражать животным очень увлекательно!

Упражнение №1: Лягушка.

Сомкнуть зубы и губы. Широко улыбнуться до упора, чтобы зубы стали видны. Ребёнок удерживает положение, пока мама считает до пяти, затем расслабляется. Повторить 3-5 раз.

Упражнение №2: Слонёнок.

Крепко сомкнуть зубы и губы. Вытянуть трубочкой губы вперёд как хобот, словно говоря букву «у». Удерживать положение на счёт до пяти, расслабиться. Повторить 3-5 раз.

 Упражнение №3: Лягушка встретила слонёнка.

Предыдущие упражнения чередуются: губы растянуть в широкой улыбке, вернуть в исходное положение, затем - вытянуть трубочкой, вернуть в исходное положение.  Повторить подряд 6-8 раз. Веселее, если мама будет говорить ребёнку по мере выполнения: Лягушка! Слонёнок! Лягушка! Слонёнок!

Упражнение №4: Бегемот.

На счёт «один» – ребёнок широко открывает рот, на «два» - закрывает. Повторить 5-6 раз.

Упражнение №5: Собачка.

Попросите ребёнка улыбнуться и открыть рот. На нижнюю губу положить язык в расслабленном состоянии. Мама считает до пяти, затем можно вернуться в исходное положение.

Упражнение №6.Змейка.

Улыбнуться и открыть рот. Аккуратно вытащить острый язык, похожий на жало. Кончик языка не загибать кверху. Упражнение повторить 3-4 раза.

Во время зарядки следите за правильностью выполнения упражнений, в остальном –поддерживайте форму игры. Если ребёнок начнёт лаять во время упражнения «собака» или «нырять в болото», изображая бегемота - не жалейте на это времени. Важно сохранить интерес к логопедической гимнастике в последующие дни.

Ставим звуки с помощью упражнений и игр

 Сразу после артикуляционной разминки займитесь проблемными буквами.

Сначала отработайте те звуки, которые у ребёнка иногда получаются, но при обычном разговоре произносятся неверно. Когда чадо примется за эти звуки, у него начнут получаться и те, которые он совсем не выговаривал. Малыш научиться владеть своим языком, станет прислушиваться к своей речи.

Разберём, как работать с проблемным звуком, на примере буквы «Р». Двигаемся от простого к сложному.

  1. Произносим мягкие слоги: ре, ря, ри, рё, рю.
  2. Слова с мягкой «Р» в ударном слоге: риф, ряд, мо-ряк, брю-ки, греч-ка, прят-ки, гряд-ка, вре-мя, гриб, Бу-рён-ка.

Кот Матроскин говорит о проблемных звуках

  1. Слова с мягкой «Р» в безударном слоге: бе-рег, борь-ба, ша-рик, ков-рик, пе-рец, ко-рень, ря-ды.
  2. Предложения с мягкой «Р»:
  • Мо- ряк смот-рит на бе-рег.
  • На ков-ре ша-рик. 
  • Ку-ри-ца Ря-ба бе-ре-жёт яич-ко.
  1. Произносим твёрдые слоги: ра, ро, ру, ры, рэ, ер, яр, юр, ир, ар, ор, ур, ыр, ёр.
  2. Слова с твёрдой «Р» в ударном слоге: рог, но-ра, пе-ро, пи-рог, пруд, крот, ров, ры-ба, го-ра.
  3. Слова с твёрдой «Р» в безударном слоге: Ко-роб, двор, серп, бер-лога, курт-ка, парк, по-вар, Мур-ка, ру-ка, стёр-ка, ар-буз.
  4. Проговариваем небольшие стихи, загадки, скороговорки.

 

Дорога к морю далека,

Но не заблудится река.

 

Загадка:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба)

 

Скороговорка:

Во дворе трава, на траве – дрова.

 Завершите занятие весёлой игрой. Она эффективна, потому что мотивирует ребёнка говорить. Каждое  верно произнесённое слово открывает ему новые возможности – подвигаться или пошалить. Хорошее настроение гарантировано!

Суть игры: малыш изо всех сил старается чётко произнести звук в глаголах. На каждое слово даётся 2-3 попытки. Ребёнок может выполнять только те действия, где ему удалось выговорить проблемную букву.

Итак, произносим глаголы:

Для буквы «Р».

Мягкие звуки: смотреть, говорить, прятать, крякать, дарить, трясти, присесть, принести, хрюкать.Твёрдые звуки: прыгать, рычать, вырасти, накрыться, ронять, рассказать, кормить, рыть, брать.

Для буквы «Л».

Мягкие звуки: лежать, гулять, летать, залезть, глядеть, валяться, кашлять, стелить, листать.

Твёрдые звуки: Лазить, лаять, гладить, плакать, плыть, ползать, хлопать, сложить, улыбаться.

Шипящие звуки:

Твёрдый – «Ш»: шептать, шуметь, шипеть, шагать, шуршать, крошить, спешить, кушать, дышать.

Мягкий – «Щ»: щуриться, щекотать, щебетать, морщиться, щупать, тащить, щелкать, очищать, вытащить.

Для буквы  «Ч»: читать, учить, качаться, молчать, причёсывать, лечить, чирикать, мычать, испечь, учуять.

Для буквы «С».

Мягкие звуки: сидеть, сердиться, носить, веселить, спросить, присесть, бросить.

Твёрдые звуки: спать, сопеть, спеть, строить, смеяться, насыпать, стоять, скакать, насупить, садиться.

Если ребёнок старается, но не может произнести звук, предложите выполнить несколько действий, и обязательно похвалите чадо за трудолюбие.

Папа обнимает дочкуПоддерживайте старания ребёнка!

Заключение

 Во время упражнений старайтесь донести до чада главную мысль: речь – помощник человека, а не враг. Если вы видите, что ребёнок может сказать звук, но ленится или стесняется, отработайте проблемные ситуации во время занятий.

Но если малыш волнуется из-за своей проблемной речи, боится, что его отругают, обязательно похвалите ребёнка. Расскажите, что сегодня проблемное слово звучит немного лучше, чем вчера и т.д. Вспомните смешные истории из своего детства или расскажите фразу из фильма «По семейным обстоятельствам»:

- Скажи «Р-рыба»…

- Селёдка!

 С застенчивым ребёнком начните упражнения без привязки к результату. Сделайте упор на игровую составляющую. А когда малыш раскрепостится, постепенно наращивайте темп.

Комментарии

Комментариев пока нет

Контакты
196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Подписаться на новости
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Сообщение:*
Спасибо! Форма отправлена