Когда эмоции переполняют, нужно рассказывать о них!
В три года у детей формируется словарный запас, появляются логически связанные предложения. Но не всегда взрослые и сверстники могут понять, что говорит ребёнок. Причина в невыразительной речи: малыш тараторит, захлебываясь в эмоциях, или монотонно бубнит слова себе под нос. Иногда у чада «каша во рту»: он коверкает звуки «р», «л», шипящие и глухие согласные, и слова невозможно разобрать.
Чем раньше родители займутся речью карапуза, тем легче будет работать над выразительностью и дикцией.
Ребёнок часто слышит: «не спеши!», «скажи правильно!», «скажи громко и внятно!» - эти фразы могут мотивировать, но ненадолго. Чадо решит: родителям совсем не интересно, что он хочет донести до них.
Эффективными будут специальные занятия в игровой форме: они акцентируют внимание ребёнка на том, какие возможности даёт выразительная речь при общении.
«С чувством, с толком, с расстановкой» - игры для малышей
Когда на сцене стоит актёр или поэт, мы воспринимаем его речь благодаря интонации: чем она точнее, тем сильнее впечатления у слушателей. Ребёнку нужно обязательно об этом рассказать. Если бурчать что-то невнятное, никто не услышит тебя. Слова нужно произносить внимательно, неторопливо, слушая свой голос.
Малышам 2-3 лет объясните на примерах из сказок, как голос помогает в жизни:
Поиграйте с малышом в игры, где вся суть заключается в правильной интонации.
«Пустите меня в теремок!»
Прочитайте с ребёнком сказку «Теремок». Выделяйте особой интонацией каждого персонажа. Затем предложите чаду поиграть в «обманки». Постучитесь к малышу в теремок, и говорите изменённым голосом. Нарочно перепутайте героев. Например, пропищите, что пришёл кабан.
Ребёнок должен отгадать по голосу, кто стучит в теремок на самом деле. Пищат только мыши, а у кабана низкий, грубый голос.
Когда голос и персонаж совпадают, можно пустить его в теремок.
Кто в теремочке живёт?
Если угадывания даются карапузу тяжело, проиграйте сказку по сценарию. Попросите ребёнка изобразить подходящим голосом мышку, зайчика, лису и всех остальных.
Игра «Волк и семеро козлят».
Дети очень любят эту сказку. Обратите внимание чада на момент, когда с помощью изменённого голоса волк обманул козлят. Первый раз его легко угадывают по хриплому басу. Но затем кузнец делает голос волка тонким и чужим. Расскажите ребёнку, что если потренироваться, изобразить можно кого угодно. Предложите малышу пропеть так же тоненько, как мама Коза.
Затем попросите продемонстрировать голоса разных животных: жука, мышки, ослика, овечки и т.д. Пусть ребёнок передаст голосом звуки неживой природы: завывание ветра, шум автомобиля, гудение паровоза.
Игры для детей 3-4 лет – не упустите момент!
В этот период очень важно развивать выразительность речи. Ребёнок уже владеет словами, но толком не проговаривает их. Его с трудом, но всё же понимают, поэтому у чада нет стимула, чтобы работать над своим произношением.
Заинтересуйте малыша играми, которые помогут акцентировать внимание не на смысле слов, а на том, как они произносятся.
«Путаница»
В этой игре интонация не подходит по смыслу, поэтому произносить фразы очень весело. Давайте ребёнку задания по порядку:
Когда ребёнок выполнит все задания, спросите, как на самом деле правильно произнести каждую фразу.
«Старая песня в новом исполнении».
Эта музыкальная игра учит ребёнка управлять своим голосом.
Предложите крохе спеть любимую песенку с помощью звуков: о, а, у.
Например, «В лесу родилась ёлочка» будет выглядеть так:
- А-а, А-а, Аааа,
А-а, А-а, А-А… - и далее по нотам.
Каждый куплет меняйте гласные буквы: сначала пойте звук «А», затем «0»,»У», «И» и т.д. Можно попробовать петь с помощью звонких согласных.
В возрасте 3-4 лет многие родители начинают изучать с малышом буквы. Обязательно произносите и слушайте новые звуки, тяните гласные, подмечайте, на что они похожи. Например, расскажите, что буква «О» бывает разная. С её помощью можно выражать сожаление, удивление и восхищение. Если можете, покажите чаду интонацией, как одним и тем же звуком «О!» можно выразить все три эмоции.
Буква «А» - лучший друг при ушибе. Она тут как тут, если чего-то боишься, и ещё «А» - это звук понимания. Предложите ребёнку протянуть гласную во всех трёх случаях.
Самая весёлая буква «И», она приходит ко всем улыбающимся детям.
«У» частенько грозит кому-то, а ещё она похожа на завывание ветра и гудок паровоза.
«Э» - это окрик. Слово «Эхо» начинается с этой буквы, поэтому если крикнуть её в арке или в лесу, звук вернётся с утроенной силой.
В букваре О. Жуковой мальчик и кот изучают эмоции с помощью гласных
Чувствуя и слушая звуки, ребёнок быстро запомнит буквы. Он проработает разные интонации в интересных для него ситуациях.
Чтобы учить буквы было ещё веселее, придумайте целые сценки.
Актёрское мастерство для детей 5-7 лет
Часто невнятная речь - результат застенчивости ребёнка. Из-за робости он испытывает сложности в общении, упускает возможность проявить себя.
Помогите чаду стать уверенным в себе. Запишите его на курсы актёрского мастерства, развивайте дома. Увлеките ребёнка кукольным или теневым театром, предложите выступить на домашнем концерте.
Если малыш очень стесняется, поиграйте вдвоём в специальную игру.
Суть простая: одна и та же фраза произносится так, чтобы полностью отразить ситуацию, в которую попал человек.
Ребёнок стучит в дверь, и спрашивает: «Добрый день! Можно войти?»
А второй участник – ребёнок или взрослый, говорит фразу: «Добрый день! Проходите, пожалуйста».
Ситуации, из-за которых эти фразы каждый раз произносятся по-разному:
Сначала достаточно запомнить по одному предложению, затем речь можно продлить до короткой сценки.
Ещё один вариант – проиграть диалог из сказки «Красная Шапочка» во всех перечисленных ситуациях. За основу можно взять тот самый момент, когда девочка приходит к бабушке, а в кровати прячется переодетый волк.
Работаем над дикцией с помощью стихов и скороговорок
Есть много замечательных стихотворений, которые помогут ребёнку подружиться со всеми согласными буквами. Тренировать речь помогает «Азбука» Самуила Маршака.
Потренируйте с чадом проблемные звуки
Повеселите малыша стихотворением А.Масленникова:
«Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу».
Посоревнуйтесь с ребёнком в произношении скороговорок.
Начинайте читать в медленном темпе, постепенно ускоряясь
В заключение
Оратор, как художник, должен владеть не только воображением, но и техникой. В искусстве нужно понимать, не только ЧТО рисовать, но и КАК рисовать, иначе самая трогательная картина превратится в некрасивую мазню.
Красиво говорить – это тоже искусство. Одна фраза, в зависимости от интонации, может вызвать разные чувства: от энтузиазма до раздражения.
Игры на выразительность речи – это увлекательно и весело. Спустя несколько занятий, ребёнок с удовольствием обнаружит, как он легко управляет голосом.
Ребёнок с выразительной речью всегда привлечёт внимание
Как только у чада улучшится дикция, все окружающие начнут слышать его с первого раза. Ребёнок станет уверенней, и без страха будет общаться с коллективом.
Комментариев пока нет