196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Главная
/
Развитие речи
/
Весёлые игры для выразительной речи

Весёлые игры для выразительной речи

Кадр из мультфильма «Маша и медведь

Когда эмоции переполняют, нужно рассказывать о них!

 В три года у детей формируется словарный запас, появляются логически связанные предложения. Но не всегда взрослые и сверстники могут понять, что говорит ребёнок. Причина в невыразительной речи: малыш тараторит, захлебываясь в эмоциях, или монотонно бубнит слова себе под нос. Иногда у чада «каша во рту»: он коверкает звуки «р», «л», шипящие и глухие согласные, и слова невозможно разобрать.

Чем раньше родители займутся речью карапуза, тем легче будет работать над выразительностью и дикцией.

Ребёнок часто слышит: «не спеши!», «скажи правильно!», «скажи громко и внятно!» - эти фразы могут мотивировать, но ненадолго.  Чадо решит: родителям совсем не интересно, что он хочет донести до них.

Эффективными будут специальные занятия в игровой форме: они акцентируют внимание ребёнка на том, какие возможности даёт выразительная речь при общении.

«С чувством, с толком, с расстановкой» - игры для малышей

Когда на сцене стоит актёр или поэт, мы воспринимаем его речь благодаря интонации: чем она точнее, тем сильнее впечатления у слушателей. Ребёнку нужно обязательно об этом рассказать. Если бурчать что-то невнятное, никто не услышит тебя. Слова нужно произносить внимательно, неторопливо, слушая свой голос.

Малышам 2-3 лет объясните на примерах из сказок, как голос помогает в жизни:

  • Хитрая лисичка всегда говорит ласково, вкрадчиво, чтобы жертва отвлеклась и попала в ловушку.
  • Зайчик всего боится, поэтому он не слышит себя: его речь сбивчива, тороплива.  
  • Медведь говорит медленно,  громко, рассудительно, поэтому его все уважают и прислушиваются к нему.

Поиграйте с малышом в игры, где вся суть заключается в правильной интонации.

«Пустите меня в теремок!»

Прочитайте с ребёнком сказку «Теремок». Выделяйте особой интонацией каждого персонажа. Затем предложите чаду поиграть в «обманки». Постучитесь к малышу в теремок, и говорите изменённым голосом. Нарочно перепутайте героев. Например, пропищите, что пришёл кабан.

Ребёнок должен отгадать по голосу, кто стучит в теремок на самом деле. Пищат только мыши, а у кабана низкий, грубый голос.

Когда голос и персонаж совпадают, можно пустить его в теремок.

Девочка в деревянной избушке

Кто в теремочке живёт?

Если угадывания даются карапузу тяжело, проиграйте сказку по сценарию. Попросите ребёнка изобразить подходящим голосом мышку, зайчика, лису и всех остальных.

Игра «Волк и семеро козлят».

Дети очень любят эту сказку. Обратите внимание чада на момент, когда с помощью изменённого голоса волк обманул козлят. Первый раз его легко угадывают по хриплому басу. Но затем кузнец делает голос волка тонким и чужим. Расскажите ребёнку, что если потренироваться, изобразить можно кого угодно. Предложите малышу пропеть так же тоненько, как мама Коза.

Затем попросите продемонстрировать голоса разных животных: жука, мышки, ослика, овечки и т.д.  Пусть ребёнок передаст голосом звуки неживой природы: завывание ветра, шум автомобиля, гудение паровоза.

Игры для детей 3-4 лет – не упустите момент!

 В этот период очень важно развивать выразительность речи. Ребёнок уже владеет словами, но толком не проговаривает их. Его с трудом, но всё же понимают, поэтому у чада нет стимула, чтобы работать над своим произношением.

Заинтересуйте малыша играми, которые помогут акцентировать внимание не на смысле слов, а на том, как они произносятся.

«Путаница»

В этой игре интонация не подходит по смыслу, поэтому произносить фразы очень весело. Давайте ребёнку задания по порядку:

  1. Попробуй сказать громко: «Тише, мыши! Кот на крыше!»
  2. А затем шёпотом произнеси: «Аууу! Меня кто-нибудь слышит? Ээээээй!»
  3. Нужно сказать очень сердито: «Молодцы, всё правильно сделали!»
  4. А потом очень ласковым и добрым голосом: «Ты кашу не варил, дрова не рубил и печь не топил. Не дам тебе кашки».
  5. Нужно очень грустно сказать: «Ура! Скоро Новый год!! И Дед Мороз мне принесёт подарки».
  6. Нужно весело сказать: «Ой-ой-ой! Как болит живот! И голова! И уши!»

Когда ребёнок выполнит все задания, спросите, как на самом деле правильно произнести каждую фразу.

«Старая песня в новом исполнении».

Эта музыкальная игра учит ребёнка управлять своим голосом.

Предложите крохе спеть любимую песенку с помощью звуков: о, а, у.

Например, «В лесу родилась ёлочка» будет выглядеть так:

- А-а, А-а, Аааа,

А-а, А-а, А-А… - и далее по нотам.

Каждый куплет меняйте гласные буквы: сначала пойте звук «А», затем «0»,»У», «И» и т.д. Можно попробовать петь с помощью звонких согласных.

В возрасте 3-4 лет многие родители начинают изучать с малышом буквы. Обязательно произносите и слушайте новые звуки, тяните гласные, подмечайте, на что они похожи. Например, расскажите, что буква «О» бывает разная. С её помощью можно выражать сожаление, удивление и восхищение. Если можете, покажите чаду интонацией, как одним и тем же звуком «О!» можно выразить все три эмоции.

Буква «А» - лучший друг при ушибе. Она тут как тут, если чего-то боишься, и ещё «А» - это звук понимания. Предложите ребёнку протянуть гласную во всех трёх случаях.

Самая весёлая буква «И», она приходит ко всем улыбающимся детям.

«У» частенько грозит кому-то, а ещё она похожа на завывание ветра и гудок паровоза.

«Э» - это окрик. Слово «Эхо» начинается с этой буквы, поэтому если крикнуть её в арке или в лесу, звук вернётся с утроенной силой.

Картинки из книги «Букварь для будущих отличников» О.С.Жуковой

В букваре О. Жуковой мальчик и кот изучают эмоции с помощью гласных

Чувствуя и слушая звуки, ребёнок быстро запомнит буквы. Он проработает разные интонации в интересных для него ситуациях.

Чтобы учить буквы было ещё веселее, придумайте целые сценки.

  • Например, игрушечный мишка упал на пол и закричал: «Ааааа!».
  • Ветер решил поиграть с листьями и попугать прохожих. Он выскочил со свистом «У!» и т.д.

Актёрское мастерство для детей 5-7 лет

Часто невнятная речь - результат застенчивости ребёнка. Из-за робости он испытывает сложности в общении, упускает возможность проявить себя.

Помогите чаду стать уверенным в себе. Запишите его на курсы актёрского мастерства, развивайте дома. Увлеките ребёнка кукольным или теневым театром, предложите выступить на домашнем концерте.

Если малыш очень стесняется, поиграйте вдвоём в специальную игру.

Суть простая: одна и та же фраза произносится так, чтобы полностью отразить ситуацию, в которую попал человек.

Ребёнок стучит в дверь, и спрашивает: «Добрый день! Можно войти?»

А второй участник – ребёнок или взрослый, говорит фразу: «Добрый день! Проходите, пожалуйста».

Ситуации, из-за которых эти фразы каждый раз произносятся по-разному:

  1. Гость икает. Хозяин дома хочет спать (зевает).
  2. У гостя болит зуб. У хозяина весёлое настроение (еле сдерживает смех).
  3. Хозяин плохо слышит. Гость говорит очень громко, хозяин переспрашивает.
  4. Гость опечален. Хозяин встревожен за него.
  5. Гость очень спешит, и тараторит свою фразу. Хозяин занят своими делами, и раздражён, что к нему пришли гости.
  6. У гостя заложен нос и кашель, хозяин тоже заболел, и чихает.
  7. Гость все время напевает - он в хорошем настроении. Хозяин торопится.

Сначала достаточно запомнить по одному предложению, затем речь можно продлить до короткой сценки.

Ещё один вариант – проиграть диалог из сказки «Красная Шапочка» во всех перечисленных ситуациях. За основу можно взять тот самый момент, когда девочка приходит к бабушке, а в кровати прячется переодетый волк.

Работаем над дикцией с помощью стихов и скороговорок

Есть много замечательных стихотворений, которые помогут ребёнку подружиться со всеми согласными буквами. Тренировать речь помогает «Азбука» Самуила Маршака.

Стихотворения Самуила Маршака

Потренируйте с чадом проблемные звуки

 Повеселите малыша стихотворением А.Масленникова:

«Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу».

Посоревнуйтесь с ребёнком в произношении скороговорок.

Скороговорки для тренировки речи

Начинайте читать в медленном темпе, постепенно ускоряясь

В заключение

 Оратор, как художник, должен владеть не только воображением, но и техникой. В искусстве нужно понимать, не только ЧТО рисовать, но и КАК рисовать, иначе самая трогательная картина превратится в некрасивую мазню.

Красиво говорить – это тоже искусство. Одна фраза, в зависимости от интонации, может вызвать разные чувства: от энтузиазма до раздражения.

Игры на выразительность речи – это увлекательно и весело. Спустя несколько занятий, ребёнок с удовольствием обнаружит, как он легко управляет голосом.

Девочка говорит с поднятой рукой

Ребёнок с выразительной речью всегда привлечёт внимание

 Как только у чада улучшится дикция, все окружающие начнут слышать его с первого раза. Ребёнок станет уверенней, и без страха будет общаться с коллективом.

Комментарии

Комментариев пока нет

Контакты
196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Подписаться на новости
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Сообщение:*
Спасибо! Форма отправлена