196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Главная
/
Развитие речи
/
Развиваем речь с помощью мелкой моторики

Развиваем речь с помощью мелкой моторики

Рисунок из пластилина

 

Малыши и пластилин – неразлучные друзья

 Занятия мелкой моторикой положительно влияют на речь детей - об этом говорили и продолжают говорить десятки учёных.

Теория получила популярность благодаря педагогической системе педиатра и философа Марии Монтессори. Женщина, знаменитая на весь мир, много внимания уделяла развитию сенсорики и моторики у детей. Она предложила разнообразные упражнения, где можно увлечённо работать пальчиками. Благодаря её методам, отстающие в развитии дети начинали активно разговаривать, и опережать своих сверстников во многих других аспектах!

В России удивительную взаимосвязь мелкой моторики и речи отмечали ещё И.П. Павлов и В.М. Бехтерев. Позднее  этой теме посвятили книги М.М. Безруких, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев.

А В 1973 году доктор медицинских наук Марионилла Кольцова выпускает книгу «Ребёнок учится говорить».

18 лет Кольцова была заведующей лабораторией высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста. Основываясь на богатом практическом опыте, она отмечает в книге занятные наблюдения:

  • Дети, которые плохо говорят, обладают слабо развитой мелкой моторикой: с трудом держат ложку и карандаш, не могут застегивать пуговицы и т.д.
  • У детей, которых переучивают с левши на правшу, часто появляется заикание.

Также Марионилла Кольцова возвращается в книге к первобытному обществу.    

Исторически сложилось так, что люди объяснялись жестами, в основном с помощью артикуляции пальцев рук. Развитие речи и мелкой моторики шло параллельно.

Сложную теорию учёных можно понять, если углубиться в анатомию.

Механизм влияния мелкой моторики на развитие речи

Мальчик завязывает шнурки

Поощряйте самостоятельность ребёнка!

 Давайте разберёмся, почему чтобы ребёнок хорошо говорил, нужно научить  его зашнуровывать ботинки, заниматься с ним лепкой и рисованием?

Различают общую и мелкую моторику, также есть моторика определённых органов.      

Общая моторика связана с движениями рук, ног и тела, любыми перемещениями в пространстве. Она включает в себя всё, что так любят делать дети: бегать, лазить, прыгать, вращать головой. Потому все карапузы так активны — они развивают свои навыки, учатся быстроте и ловкости.

Моторика (с латинского — «приводящий в движение») помогает выстроить в голове правильную последовательность действий для достижения цели. Чтобы повиснуть на турнике, нужно поднять руки, ухватиться за перекладину, подогнуть под себя ноги.

 Действия общей моторики совершаются автоматически, то есть помощь родителей здесь не нужна. Например, если показать трехмесячному карапузу яркий предмет, он начнёт вращать головой, и его взгляд будет следовать за передвижениями предмета.    

Чтобы совершать такие автоматизированные движения, активизируются клетки подкоркового уровня мозга.

А вот мелкая моторика связана с более сложными и точными движениями. Для них  задействованы клетки коркового уровня.

Мелкая моторика регулирует движения пальцев на руках и ногах, а также губ и языка.

Примеров, когда мы пользуемся мелкой моторикой невероятно много! Без неё мы не могли бы:

  • Писать
  • Рисовать
  • Лепить
  • Завязывать шнурки
  • Вязать
  • Отковыривать
  • Клеить
  • Хватать мелкие предметы
  • Перебирать
  • И многое другое!

Мелкая моторика связана также с пальцами ног. Поэтому раскапывать стопами песок на пляже - очень приятное и полезное упражнение!

 Вернёмся к речи малышей. Почему мелкая моторика  положительно сказывается на интеллекте и речи детей? И даже в детских садах львиная доля занятий посвящена лепке, рисованию и поделкам?

Дело в том, что ни одно движение не может произойти без участия мозга. И около трети всей площади коры головного мозга занимает... проекция кисти руки! Эта зона расположена очень близко к речевой. Когда задействованы клетки одной зоны, становятся активными и другие! Поэтому так важно комплексное развитие ребёнка!

Предлагаем интересные и эффективные упражнения на развитие мелкой моторики, а значит, и речевого центра.

Упражнения для мелкой моторики

«Угадай предмет».

Для детей от 2,5 лет

Завяжите ребёнку глаза плотным платком — так что бы он ничего не видел.

Затем дайте в руки какой-нибудь предмет, лучше всего детскую игрушку. Попросите малыша определить предмет на ощупь и назвать его.

Маленьким детям отгадывать сложнее, чем старшим. Поэтому давайте крохе хорошо знакомую игрушку крупного размера.

Если ребёнок, наоборот, быстро угадывает, усложните игру. Нужно не только узнать предмет, но и найти его части — где у грузовика колесо, где носик у мишки и т. д.

 «Театр теней».

Для детей от 1 года 

Малышу понравится, как вы изображаете зверей и птиц с помощью рук. Наблюдая за тенью на стене и вашими пальцами, ребёнок обязательно захочет придумать своих персонажей. Красивые и похожие тени будут получаться у чада ближе к 5 годам. А пока он мал, важен его интерес к пальчиковым упражнениям.

 

Фигуры из теней

Театр теней – очень увлекательная игра!

Игра с тенями полезна также для абстрактного воображения.

«Чертим линии в игре».

 Для детей от 3 лет

Одни дети усидчивы и внимательны, другим же непременно нужно двигаться и исследовать новое. Мелкую моторику эффективно развивать, рисуя линии. Чтобы такое занятие не наскучило даже активным ребятишкам, предлагаем чертить их прямо во время игр!

«Рыбалка».

  • Задача родителей:

Нарисуйте одной волнистой линией реку в середине листа. Под волной изобразите 5-6 рыбок маленького размера. Вверху листа отметьте холмиком берег.

  • Задача ребёнка: поймать всех рыбок.

Закинуть удочку с берега прямо в рот к рыбке непросто: нужно провести линию, не отрывая руки. Подзадорьте ребенка: «Если попадешь рыбке в спинку или в ухо, то она ускользнет!»

В конце игры обязательно похвалите рыболова!

«Пожар».

  • Задача родителей:

Нарисуйте с помощью высокого прямоугольника дом — чем больше этажей, тем лучше. Этажи отобразите с помощью квадратных окошек оранжевого цвета.

  • Задачи ребёнка:
  1. На нижних этажах «потушить» пожар в окошках с помощью синей ручки или карандаша.
  2. К верхним этажам нужно пририсовать лестницы, чтобы пожарные могли добраться до окна. Лестницу важно прочертить ровно, чтобы она не падала на соседнее дерево, а вела прямо к оконному проёму. Попросите ребёнка, четко прорисовать каждую ступеньку, чтобы пожарный не споткнулся.

   «Рельсы».

Игрушечный поезд и рисунок с рельсами

Кто не любит путешествовать по железной дороге?

  • Задача родителей:

На развороте листа, от самого края нарисуйте поезд (3-4 вагона), а под ним рельсы. «Оборвите» рельсы в середине листа, оставив пустое место, и продолжите рисовать их чуть дальше. Затем снова оставьте пробел.

  • Задача ребёнка:

Требуется починить сломанные рельсы. Для этого нужно соединить их друг с другом, прочертив очень ровные линии на месте пробелов.

Если линии будут кривыми, поезд сойдёт с рельс!

Когда чадо «починит» первый отрезок, погудите как паровозик «чух-чух», и проведите  пальцем маршрут паровоза до следующего оборванного участка. Здесь поезд перестаёт гудеть, и останавливается. Ребёнку нужно соединить рельсы снова. И так до конца маршрута.

 Не забывайте, что участие родителей в игре - важнее всяких похвал для чада!

Комментарии

Комментариев пока нет

Контакты
196247, Россия, Санкт-Петербург, Ленинский просп., 151, офис 711
Подписаться на новости
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Сообщение:*
Спасибо! Форма отправлена