В творчество дети уходят с головой. Им нравится сам процесс: увлечённо лепить, рисовать, играть в героев. Но результат не всегда выходит таким, как задумал ребёнок. Столкнувшись с первой трудностью, он бросает с энтузиазмом начатое занятие.
- Башня сломалась! Вся игра испорчена! – в сердцах выкрикивает мальчик.
- Я нарисовала кривой рот, и теперь принцесса некрасивая! – рыдает девочка.
Взрослые пытаются помочь: дают подсказки, обучают, утешают. Но внимательно слушать, исправлять ошибки – не всегда интересно ребёнку. Как же увлечь непоседу, и настроить на позитивный лад в процессе творческой деятельности?
Предложите чаду провести творческий мастер-класс для взрослых!
Почему ребёнку полезно побыть в роли учителя?
Обучает всегда тот, кто разбирается в предмете лучше остальных. Любая подсказка взрослому – это успешно пройденный ребёнком опыт. Например, он выяснил, что зарядку эффективно делать с перерывами, а рисовать круг можно по трафарету. Осознание своих достижений повышает самооценку чада.
Во время мастер-класса растёт интерес участников к каждой детали. Если взрослые попросят объяснить что-то, ребёнок не будет отмахиваться. Его мозг начнёт решать нестандартные задачи, но в игровой форме этот процесс будет очень увлекательным.
Взрослые могут моделировать ситуации, в которых у них что-то не получается. Например, мама спросит у чада: «Что делать, если я нарисовала разные по размеру глаза?»
И вот что интересно: когда ребёнок рисует сам, из-за подобной ошибки он может расстроиться до слёз. Но в роли учителя он попытается найти выход. Такая игра учит чадо самостоятельно справляться с трудностями, и к собственным промахам относиться терпимо.
Мастер-класс важен тем, что заставляет взрослых прислушаться к мнению ребёнка. А детям часто не хватает уважения и признания. Родители сердятся на чадо: «Ты посмотри, что ты наделал? О чём ты только думал?» Подобные высказывания только понижают самооценку. Побудьте в роли ученика, и вы увидите, как по-доброму дети относятся к ошибкам своих родителей. У них есть чему поучиться!
Как ребёнку организовать мастер-класс?
Как только юный исследователь чем-то увлекся, заинтересуйтесь его работой. Похвалите чадо, попросите провести вам обучающий урок.
Расскажите о том, что такое мастер-класс:
«Если человек делает какие-то вещи хорошо, он может передать свой опыт другим. Чтобы ученики легко справились с заданием, весь урок разбивается на этапы. Учитель подробно показывает каждое действие, проверяет, правильно ли повторяют за ним ученики. Шаг за шагом все участники мастер-класса создают что-то необычное и красивое».
Перед тем, как проводить мастер-класс, нужно подготовить рабочее место. Каждому человеку раздаются необходимые материалы.
План обучения придумывает учитель. Для храбрости он может показать свой первый урок игрушке, а затем пригласить взрослых.
Ребёнок демонстрирует участникам свои умения или творения. Затем он говорит: «Сегодня я научу вас делать также! Это очень просто!»
Чему может обучать взрослых ребёнок?
А ещё можно:
Если ребёнок слишком торопится, плохо объясняет или потешается над своими учениками, задавайте вопросы.
- А как нарисовать один круг над другим?
- А перед тем, как плести косу, нужно расчесать волосы?
- Я устал делать приседания, значит я не стану спортсменом?
Самое интересное, что ребёнок может вовсе не помогать взрослым в решении проблемы. Например, он ответит: «Эх, ты, разиня! Теперь делай всё заново!»
Поменявшись с чадом ролями, вы посмотрите на ситуацию его глазами. Возможно, он копирует родительскую модель воспитания, и нужно исправить моменты, когда вы ненароком обижаете ребенка.
Пример мастер-класса «Рисуем снеговика»
Ребёнок готовит материалы:
Приступаем к первому шагу
Участников рассаживают на места: им всем хорошо видно, что делает учитель.
Юный художник показывает свой рисунок со снеговиком, а взрослые просят обучить их такому же мастерству.
Ребёнок объясняет:
«Сначала мы рисуем самый большой круг».
Участники засыпают учителя вопросами:
- Где рисуем? Вверху листа или посередине?
- Как нарисовать круг? Ничего не получается!
Ребёнок предлагает взять трафарет, или обвести по контуру крышку от банки.
А может быть даёт оригинальный совет:
Только после того, как все участники нарисовали первый круг, ребёнок переходит к следующему шагу. Над вторым кругом рисуется средний, над ним – самый маленький. Юный мастер показывает, как нарисовать снеговику морковный нос, затем глаза.
Рисовать по схеме очень просто!
Каждый круг закрашивается синим цветом, нос – оранжевым. Взрослые спрашивают у учителя:
- А где у снеговика ноги и руки?
- Не укутать ли его шею шарфом?
- Какого цвета валенки?
Ребенок придумывает новые детали на ходу.
Получается красиво и необычно!
После плодотворной работы всех участников встречают дружелюбные снеговики на рисунках.
За терпение во время обучения взрослые могут подарить ребёнку приятные сувениры. А он постарается удивить всех новыми талантами на своём следующем мастер-классе!
Комментариев пока нет